КАК ОТКРЫТЬ ИП: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Форма заявления на регистрацию индивидуального предпринимателя может быть легко найдена в свободном доступе в интернете.
Из всей информации, которую требуется внести в заявление, особенно важной являются коды ОКВЭД. Это коды тех видов предпринимательской деятельности, которыми вы намереваетесь заняться. Важно внести эту информацию безошибочно — в дальнейшем это окажет существенное влияние и на ход регистрации, и на деятельность ИП. В целом информация, которая должна быть заполнена в форме заявления о регистрации, выглядит следующим образом: Лист №1 Ф.И.О.; пол; место и дата рождения; гражданство; адрес регистрации; телефон; коды ОКВЭД. Лист № 2 паспортные данные; данные документов, если заявитель — несовершеннолетний, гражданин другого государства или не имеет гражданства.
Лист №3 служебная информация регистратора — в этом листе не нужно ничего писать. Лист №4 все виды экономической деятельности, которыми планируете заниматься; подпись. Если вы планируете подавать документы не лично, а через представителя либо почтой, то после того, как заявление успешно заполнено,отправляемся к нотариусу. Здесь оно будет заверено, также не забудьте сделать заверенную ксерокопию паспорта.
Далее отправляемся платить пошлину родине за процедуру регистрации. Реквизиты можно узнать в налоговой или в банке — это достаточно распространённый платёж. Пошлина обойдётся Вам в 800 рублей. Последовательность открытия ИП чётко говорит нам — теперь отправляемся в самую легендарную и нелюбимую государственную организацию — в налоговую (либо направляем туда письмо с описью вложений).
Пример заполненного заявления на регистрацию ИП

Шаг 2 — регистрация в налоговой инспекции Если Вы хоть на минуту задумались над вопросом, где открыть ИП, то знайте: регистрация должна проходить именно в том отделении налоговой, которое расположено в районе вашей регистрации, то есть прописки, указанной в паспорте. Если придете в другую — вам попросту откажут. Потеряете и время, и деньги. Итак, приходим в налоговую, ищем кабинет «Регистрация субъектов предпринимательской деятельности».
Здесь нужно подать следующие документы: заявление о регистрации; ксерокопию паспорта; ксерокопию ИНН (если есть, это не обязательный документ); квитанцию об уплате госпошлины. Одновременно можно подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения (либо сделать это сразу после регистрации ИП).
Если налоговики вам отказали, то, скорее всего, неправильно были заполнены документы или вы просто забыли подать какой-то из них. Через пять рабочих дней возвращаемся в налоговую, получаем свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учёт и лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Шаг 3 — регистрация в Пенсионном фонде
Правила открытия ИП предполагают обязательную регистрацию в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Регистрация в Пенсионном фонде — одна из самых важных процедур. Сейчас регистрация по всех социальных фондах действует по принципу «единого окна» — во время подачи документов в налоговую вы также подаёте их и в ПФ. Точнее, налоговики отправят их туда без вашего участия.
Необходимо будет лишь прийти затем в ПФ и получить реквизиты для оплаты страховых взносов. А вот если вы планируете привлекать наёмную рабочую силу, тогда придётся уже самостоятельно проходить регистрацию в фондах в качестве работодателя. Для регистрации нужно подать: заявление; свидетельство о регистрации ИП (ОГРИП); паспорт; ИНН; документы, подтверждающие наличие сотрудников (трудовой или гражданско-правовой договор.
Ещё одна возможность, которую предоставляет Пенсионный фонд предпринимателю, – это заранее позаботиться о размере своей пенсии, оплачивая дополнительные платежи. Для этого тоже требуется написать соответствующее заявление.
Шаг 4 — регистрация в службе статистики
Регистрация в службе статистики — тоже обязательный этап. Налоговые органы самостоятельно направляют сведения при регистрации ИП в Государственный комитет по статистике РФ. Информация о кодах, присвоенных ИП, вносится в ЕГРИП. Кроме того, после регистрации ИП может сам обратиться в орган статистики и получить уведомление о присвоенных ему кодах; другой способ – узнать их онлайн на сайте Росстата.
Шаг 5 — открытие банковского счёта
Для ИП банковский счёт иметь не обязательно, но наличие этого финансового инструмента обеспечивает много преимуществ. Во-первых, появляется возможность вести расчёты в безналичной форме. Во-вторых, имея банковский счёт, можно оплачивать налоги по системе «клиент-банк», сидя дома. И в-третьих, открытие счета для ИП – это показатель солидности и современности. Пакет документов, необходимых для открытия счёта, во многих банках отличается, однако, основные бумаги практически везде одинаковы: паспорт; свидетельство о регистрации; ИНН; выписка из реестра (лист регистрации); карточка статистических кодов. Последние два документа на текущий момент запрашиваются редко – банки, как правило, могут заказывать данные документы самостоятельно, получая их в электронном виде. Для открытия счета обязательно понадобится карточка с образцами подписей – ее необходимо заверить нотариально либо в банке (некоторые кредитные организации заверяют карточку самостоятельно). Банк выдаёт типовой договор обслуживания, который, внимательно прочитав, подписываем, и получаем реквизиты расчётного счёта. Счёт открыт и работоспособен, осталось лишь получить от банка ключи к системе «клиент-банк». Открытие банковского счёта, как и создание собственной печати — необязательные этапы открытия ИП, которые, однако, могут принести много пользы.
Шаг 6 — начать работать
Это важно знать В российском налоговом законодательстве не предусмотрены какие-либо преференции для повторного открытия ИП. Если вы однажды уже были индивидуальным предпринимателем и по каким-то причинам закрыли субъект предпринимательской деятельности, то придётся всё начинать заново. Поэтому если вы прекращаете на какое-то время деятельность, подумайте, возможно, есть смысл не закрывать ИП, а просто приостановить работу.